РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
Центральное положение современной дефектологии следующее: всякий дефект создает стимулы для выработки компенсации.
Учитель-дефектолог
ЖИДОВКИНА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА
Педагогическим кредо:
Главное вера в ребенка, уважение его личности, стремление помочь ему в достижении успеха. Единственная возможность научить ребенка жить в существующих условиях, это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями.
Жизненное кредо:
Начните менять в себе то, что вы хотите изменить вокруг.
Цель работы учителя-дефектолога:
своевременная помощь детям с ограниченными возможностями при освоении программного минимума содержания образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
коррекция развития познавательной сферы ребёнка в динамике образовательного процесса, направленная на компенсацию и коррекцию отклонений в интеллектуальном и сенсорном развитии учащихся.
Задачи:
выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация трудностей ребенка;
- определение причин и механизмов нарушений в развитии каждого ребёнка;
- определение индивидуальных путей развития ребенка, коррекции и компенсации нарушений; участие в разработке и реализации специальных индивидуальных программ развития (СИПР) в условиях взаимодействия педагогов ППк и специалистов службы сопровождения;
- динамическое изучение психического развития ребёнка, контроль над соответствием программы обучения реальным достижениям и уровню развития ребёнка;
- проведение индивидуальных, подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в овладении программным материалом;
- консультирование педагогов и родителей (законных представителей) по проблемам развития, обучения в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка;
- отслеживание динамики развития детей, посещающих занятия, корректировка индивидуальных программ коррекционно-развивающих занятий, приемов, методов работы.
Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья при УО (ИН), формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у учащихся.
Основные направления работы учителя-дефектолога:
- I. Диагностическое направление
Цель: выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития обучающихся с целью определения перспектив обучения, оптимальных условий индивидуального развития в процессе коррекционно-развивающего обучения.
- II. Коррекционно-развивающее направление
Цель: определение индивидуальных путей развития ребенка, коррекции и компенсации нарушений; участие в разработке и реализации специальных индивидуальных программ развития (СИПР) в условиях взаимодействия педагогов Психолого-педагогического консилиума и специалистов службы сопровождения.
- III. Консультативно-просветительское направление
Цель: оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
- IV. Организационно-методическое направление
Цель: участие в работе Психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации учителя-дефектолога.
- V. Аналитическо-профилактическое
Цель:отслеживание динамики развития детей, посещающих занятия, корректировка индивидуальных программ коррекционно-развивающих занятий, приемов, методов работы, сравнение и обработка результатов успешности программ коррекционных занятий с учётом анализа результатов.
Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми включает следующие разделы:
- Совершенствование мелкой моторики и сенсомоторного развития
- Развитие графомоторных навыков
- Развитие сенсорного восприятия цвета, формы и величины
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности
- Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.)
- Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти)
- Формирование мышления (формирование когнитивных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов)
- Развитие слухового восприятия
- Формирование пространственных представлений
- Формирование временных представлений
Формы организации коррекционно-развивающей работы:
подгрупповая
- индивидуальная
План работы учителя-дефектолога на 2022-2023 учебный год
Консультации для родителей
Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в обучении и развитии
Консультации для педагогов
Современные формы взаимодействия учителя-дефектолога с родителями